Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Карпунихинская средняя общеобразовательная школа" Уренского муниципального округа Нижегородской области







Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Отчет о работе в проекте по формированию практикоориентированной модели повышения качества общего образования в школах Нижегородской области, имеющих стабильно низкие образовательные результаты.

Аннотация

В мае 2018 года в Нижегородской области был запущен проект по формированию практикоориентированной модели повышения качества образования в школах, имеющих стабильно низкие образовательные результаты (далее - Проект) до конца 2020 года. Разработку и апробацию диагностического портфеля для школ со стабильно низкими результатами обучения осуществила лаборатория информационно-методического обеспечения выравнивания образовательных результатов (в настоящее время - отдел внутреннего аудита образовательных процессов) (далее – Отдел внутреннего аудита) ГБОУ ДПО НИРО.

Наша школа в соответствии с утвержденными критериями попала в список школ Нижегородской области, имеющих стабильно низкие образовательные результаты. Согласно приказу управления образования администрации Уренского муниципального района был утвержден районный план мероприятий Проекта. Согласно этому же приказу в помощь по реализации Проекта была привлечена Уренская СОШ №1 как школа, имеющая стабильно высокие образовательные результаты.

Для эффективной реализации мероприятий, заложенных в районный план Проекта приказом директора МАОУ «Карпунихинская СОШ» была сформирована рабочая группа, в которой были распределены полномочия для обеспечения выполнения уже школьного плана мероприятий ("дорожной карты" Проекта).

Дорожная карта как эффективный инструмент реализации Проекта.

Первое, что было сделано в рамках мероприятий дорожной карты – создание нормативных оснований для реализации работы по Проекту: заключение договора о сотрудничестве между Уренской СОШ №1 и Карпунихинской школой. Затем были определены основные проблемы школы, не позволяющие преодолеть тот барьер, которые отделяет успешные школы от неуспешных. В рамках предварительной диагностической работы Отделом внутреннего аудита совместно с Уренской СОШ №1 были проведены исследования по следующим направлениям: предметные дефициты учащихся, педагогические условия школы, организационно-управленческие условия школы,  детско-родительские отношения и личностные особенности учащихся.

Комплексный анализ полученных данных по результатам проведенных диагностик позволил определить конкретные причины низких образовательных результатов:

   - наличие детей «группы риска» (80% от всех обучающихся 8 класса) по личностным особенностям, требующей мероприятий по мониторингу в процессе и по результатам выполнения промежуточных контрольных работ, пробного тестирования и 1 обучающегося для которого требуется индивидуальное сопровождение);

-  предметные дефициты и умения работать с предметным содержанием (индивидуальные и групповые) по русскому  языку и математике;

- несистемность анализа результатов ГИА, пробных экзаменов, диагностических работ;

- не определен и не мониторится уровень необходимой профессиональной компетентности учителя, требуемый администрацией ОО;

- отсутствие индивидуальных образовательных маршрутов, ориентированных на получение высоких образовательных результатов и индивидуальных образовательных траекторий;

- отсутствие системы психолого-педагогического сопровождения либо контроля за организацией  учебной деятельности с учетом индивидуально - психологических особенностей обучающегося;

- не открываются  дополнительные учебные курсы (учебные часы, факультативы) в основной школе на основе выявленных образовательных дефицитов обучающихся;

- недостаточный уровень организации внутришкольного контроля по вопросам предметной подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации;

- отсутствуют  учебно-методические пособия для обеспечения освоения предметов на углубленном уровне;

- дефицит обеспеченности дополнительной и художественной литературой;

- не осуществляется анализ эффективности использования материально-технической базы общеобразовательной организации учителем-предметником в рамках урочной и внеурочной деятельности;

- не используются возможности ВУЗов и производственных предприятий для формирования образовательных результатов обучающихся.

Указанные причины определили направления работы в Проекте для преодоления разрыва, возникшего между стабильно успешными и стабильно неуспешными школами, коей является наша образовательная организация, позволили определить целевые показатели, к которым хотелось бы прийти по окончанию работы в Проекте. Эти направления были сформулированы следующим образом: психолого-педагогическое сопровождение, снижения количества обучающихся, имеющих предметные дефициты, совершенствование педагогических условий, совершенствование организационно-управленческих условий.

В рамках психолого-педагогического сопровождения неоценимую помощь оказал педагог-психолог Уренской СОШ№1, поскольку в штате нашей школы такого сотрудника не предусмотрено. Психологом была проведена работа по оценке личностных особенностей учащихся, на основе которых был разработан план профилактической работы с учащимися "группа риска" по личностным особенностям. В рамках реализации этого плана были проведены различные психологические тренинги, игры, мастер классы, направленные на коррекцию тех личностных особенностей учащихся, оказывающих непосредственное влияние на уровень образовательных результатов.

Для учителей и классных руководителей психолог разработал рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению учащихся, провел мастер-классы и тренинги для формирования положительной психологической обстановки на уроках. Целевым показателем по этому направлению работы являлось снижение количества детей, входящих в «группу риска» по личностным особенностям в два раза (с 80% до 40%). Анализ результатов на выходе показал значение в 33% (в процессе работы в Проекте в классе появилась новая ученица, поэтому итоговая цифра отличается от запланированной).

Второе направление «дорожной карты» - ликвидация предметных дефицитов учащихся. Успешность реализации Проекта целиком и полностью основывается на оценке образовательных результатов детей по итогам государственной итоговой аттестации, анализ которых должен был показать сокращение большого разрыва между сильными школами и нашей образовательной организацией. Входная диагностика предметных результатов по основным и выборным предметам (русский язык, математика, география, обществознание, биология и физика) показала наличие большого количества пробелов в знаниях детей, некоторые из которых корнями уходили плоть до начальной школы. Единственным эффективным вариантом работы по ликвидации этих дефицитов нам виделась организация индивидуальной и групповой работы с учащимися, т.к. дефициты были как индивидуальные, так и групповые и даже коллективные. На каждого учащегося была составлена индивидуальная карта ликвидации предметных дефицитов по каждому из вышеназванных предметов. Для оценки эффективности такой формы работы в течение проекта были проведены 2 промежуточные диагностические работы. Полученные данные для удобства дальнейшего анализа заносились в специализированную матрицу. В конце проекта была проведена итоговая диагностическая работа, результаты которой по сути и явились итоговыми значениями для оценки качества образования наших выпускников 9 класса, т.к. процедура ГИА-9 в 2020 году была от отменена. Анализ матриц по всем предметам по итогам двух лет работы в Проекте позволил увидеть довольно сильное снижение уровня предметных дефицитов, позволив достигнуть таких целевых значений «дорожной карты», как отсутствие групповых дефицитов по обучающихся по диагностируемым предметам и наличие индивидуальных образовательных маршрутов (индивидуальных карт ликвидации предметных дефицитов).

Немаловажную роль в эффективности Проекта отводилась направлению совершенствования педагогических условий в школе. В частности, большую помощь здесь оказала школа-наставник Уренская СОШ №1, а также МБОУ «Карповская СОШ» и МАОУ «Устанская СОШ», которые также демонстрируют высокие образовательные результаты в нашем муниципальном районе. Педагоги этих школ имеют опыт в реализации индивидуализации и дифференциации образовательной деятельности, которым они и поделились с нашими педагогами. На базе Уренской СОШ №1 были организованы  обучающие семинары по темам: «Применение индивидуальных и групповых заданий на учебных занятиях», «Реализация индивидуальных образовательных маршрутов в организации учебной деятельности». Благодаря этим мероприятиям наши педагоги получили знания о способах организации эффективной индивидуальной работы по своим предметам, получили ценный банк дидактических материалов.

В дополнение ко всему школой были скорректирован перспективный план повышения квалификации педагогов, предусматривающий прохождение учителями-предметниками курсов повышения квалификации по направлению индивидуализации и дифференциации обучения (достижение целевого показателя – 100%), организованы индивидуальные консультации для предметников по вопросам реализации индивидуальных карт ликвидации предметных дефицитов, организовано взаимопосещение уроков учителями в целях обмена опытом работы в направлении индивидуализации и дифференциации обучения своему предмету. Обмен опытом также происходил в рамках работы районных методических объединений, круглых столов, тематических семинаров, в т.ч. участие в районном конкурсе методических разработок учебных занятий и обмен опытом на районной интернет-площадке управления образования.

Последнее направление – совершенствование организационно-управленческих условий – включало комплекс мероприятий. На базе стажировочной площадки (Уренская СОШ №1) были организованы 4 консультации для администрации школы «От внутришкольного контроля к внутришкольному обеспечению качества образования»: «О программе мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся: структура, содержание», «О внутришкольной системе оценки качества образования», «О контроле методического обеспечения образовательного процесса как средства повышения качества образования» и «Об эффективности внутришкольного контроля». Результатом консультаций стал полученный инструментарий для эффективной реализации внутришкольного контроля.

Также были решены некоторые материально-технические проблемы: оборудовано автоматизированное рабочее место в читальном зале библиотеки с выходом в интернет для работы с электронными образовательными ресурсами, произведена закупка дополнительной учебной и художественной литературы в библиотечный фонд, сформирован учебный план школы, позволивший ввести дополнительные индивидуальные и групповые занятия по математике и русскому языку (целевой показатель – наличие трех курсов ИГЗ, однако достичь его в полной мере не представилось возможным из-за ограниченного количества часов учебного плана, формируемых участниками образовательных отношений).

Несмотря на существующие риски и возникшие обстоятельства в ходе реализации «дорожной карты» считаем, что Проект завершен с положительным результатом. Полученный опыт позволит в дальнейшем вести образовательную деятельность уже с позиции понимания причин низких образовательных результатов и умения их ликвидировать или минимизировать.



 




















Яндекс цитирования

Обратная связь                © karpunshkola

Создать бесплатный сайт с uCoz